Многие спрашивали меня о том, как у меня хватает силы воли / желания / организованности работать дома, всегда ли я вовремя сдаю статьи, сколько времени уходит на их написание. Сегодня попробую ответить на эти и другие вопросы, а заодно и для себя все систематизирую относительно того, как и насколько успешно я работаю.
Фриланс я для себя открыла в 2009 году, когда вынуждена была работать на трех работах. Одна была для души, две остальные - для денег. Мне нужно было оплачивать учебу в магистратуре, помогать родителям или хотя бы покрывать их расходы на мое питание и проживание, хорошо выглядеть (просто мне этого хотелось) и иметь возможность заниматься любимым делом (танцевать, играть в театре). Сейчас я могу сказать, что за 3 года перепробовала разные методики работы на дому в плане организации своего времени и, наконец-то, нашла более-менее подходящий вариант.
Итак, когда я работаю, то придерживаюсь следующих принципов:
1. Работать только по 7-8 часов в деньКогда работаешь дома, то время бежит незаметно. Бывает так, что ты проснешься в 7 утра, сядешь работать где-то в 8.30, а потом раз - и на часах уже 20.00. Рнаньше мне всегда казалось, что лучше за 1-2 дня выполнить большой объем работы, чем каждый день делать понемногу. Просто боялась, что в день сдачи статьи не успею все сделать, комп сломается, или еще какие-то проблемы возникнут, а потому, старалась готовить материалы заранее. Но такой график напрягает - после работы в бешеном ритме мозг очень устает. У меня в таких случаях сразу падает давление. Поэтому, я решила, что мои заказчики - не звери. Если вдруг что-то случится - отправлю им письмо на почту или смску на телефон, или попрошу брата зайти на мою почту со своего компьютера и разослать всем письма от меня с объяснением проблемы. А еще, я просто поставила в таймере дневной предел, равный 7 часам. Теперь уже интуитивно чувствую, как идет время и часто заканчиваю работать, а таймер как раз в этот момент мне сигнализирует о том, что пора бы закругляться.
Результат: я не трачу на работу 24 часа в сутки.
2. "Разбивать" времячитать дальшеЕсли ты знаешь, что у тебя 7 часов времени впереди, то кажется: "Да, я точно все успею". И начинаются походы по ЖЖ и Твиттерам, вылазки на улицу, завтраки-обеды-ужины... Чтобы "чувствовать" время и понимать, что я его не трачу, а именно использую, просто устанавливаю все в том же таймере опцию, которая блокирует комп через каждые 45 минут на 5-10 минут, в течение которых я могу пойти поесть, поучить язык, поговорить по телефону, расстянуться и т.д.
Результат: свое рабочее время и использую эффективно.
3. Пользоваться биоритмами
Я - жаворонок. Встать в 4.00, а лечь в 21.30 для меня проще простого. Я просто прислушалась к себе и разделила время на следующие промежутки в зависимости от своего физического состояния:
04.00-10.00 - высокая работоспособность.
10.00-13.00 - средняя работоспособность.
13.00-15.00 - низкая работоспособность.
15.00-17.00 - высокая работоспособность.
17.00-19.00 - средняя работоспособность.
19.00-22.00 - низкая работоспособность.
Конечно же, я не все время работаю - это примерная схема, которая помогает мне понять, что, например, в 5.00 я пишу статью, в 12.00 редактирую материал, который мне прислали на доработку или общаюсь с заказчиками, в 14.00 собираю материалы для новой статьи или вообще ничего не делаю, так как все равно толку не будет.
Еще обычно в обед, если есть возможность, я (как Штирлиц
) сплю по 15-20 минут - мне этого хватает для того чтобы отдохнуть. Причем, могу уснуть прямо в кресле. Чувствую, что засыпаю, комп ставлю на ждущий режим, укладываюсь поперек кресла (оно у меня большое), закрываю глаза, вырубаюсь - и через 15-20 минут сама по себе просыпаюсь свеженькая и отдохнувшая.
Результат: если я работаю, то именно работаю, а не сижу, уставившись в монитор.
4. Не отвлекаться на посторонние сайты / ссылки / сообщения
Иногда в процессе работы мне в голову может прийти мысль, что нужно посмотреть комплекс упражнений по бодифлексу, рецепты блюд для пароварки, график занятий по балету и т.д. А там, где один сайт, там второй и третий, и четвертый. В итоге, полчаса, как минимум, сразу уходят вникуда. Что я делаю? На рабочем столе у меня есть обычный вордовский документ, в который я сразу же забиваю те пункты, которые меня интересуют. Потому что даже если ты себе скажешь: "Да, ладно, сейчас доработаю, а потом посмотрю инфу про бодифлекс", желание сделать это здесь и сейчас не пропадает, а наоборот, усиливается, и ты начинаешь думать только об этом. А так ты записал в файл, что тебе нужно почитать про бодифлекс, и у тебя это желание уже в голове не сидит - можно спокойно работать. Так за день у меня накапливается ряд пунктов, которым я уделяю внимание только после работы. Заодно удается понять, какие вопросы были важными, а какие просто возникли из-за того, что хотелось делать все, что угодно, лишь бы не работать (и такое бывает).
Результат: я не трачу время на бесполезный Интернет-серфинг
5. Не бояться ставить условия
Когда заказчик знает, что ты доступен днем и ночью, всегда свободен, и всегда готов поработать, он начинает садиться на шею. Появляются просьбы: "А вы можете написать статью в выходной?", "А вы можете сдать этот материал раньше?" и т.д. Ты идешь навстречу, и в результате, свободного времени не остается. Поэтому, при общении с заказчиками я всегда ставлю условия, которые касаются моего графика, выхода на связь и других рабочих моментов. Например:
- все статьи я обычно редактирую только во второй половине дня, а не в первой, когда у меня пик активности, и энергию лучше направить на написание новых материалов;
- я не работаю в выходные, а если и работаю, то по двойному тарифу;
- я вовремя проверяю почту, но непостоянно нахожусь в аське или скайпе, потому что меня нельзя отвлекать вопросами во время работы.
Результат: я работаю, а не нахожусь в рабстве.
6. Планировать все
Сейчас я уже делаю это в уме, но раньше просто записывала в блокнот, какие статьи, по сколько знаков, для кого нужно написать, какие материалы нужно сдать в первую очередь.
Результат: я все успеваю, и за 3 года ни разу никого не подвела.
7. Работать по принципу "звук-тишина"
Это уже чисто мои странности. Я не могу работать, если играет музыка, идет фильм, или происходит что-то еще, в результате чего я могу различать слова и вникать в смысл сказанного. Но при этом монотонная и очень тихая "говорильня" помогает мне вникнуть в работу. Поэтому, обычно я просто захожу на YouTube, включаю там, например, видео какой-нибудь бьюти-блоггерши, которая говорит тихим голосом, и это помогает мне абстрагироваться от всего остального. Когда я привыкаю к голосу, то все выключаю и некоторое время работаю в тишине. Когда чувствую, что тишина уже "давит", снова включаю звук. Как ни странно, помогает.
Результат: я максимально сосредоточена на работе.
8. Отдыхать
Я уже писала, что по выходным не работаю. Это не совсем так. Я работаю в субботу, хотя планирую в будущем и этот день сделать выходным. Почему? Потому что суббота - есть суббота. В моей памяти этот день все равно отмечен как выходной, и подсознательно я себя на это настраиваю. Поэтому, как правило, в субботу я всегда успеваю меньше, так как внутренне расслабляюсь. Лучше просто немного интенсивнее поработать, скажем, в среду и пятницу, чтобы гулять 2 дня. Сейчас пытаюсь постепенно к этому прийти.
А вот, вокресенье я стараюсь посвящать чему угодно, но только не работе. Взяла за правило в этот день гулять, спать хотя бы до 8.00 (больше не могу и не хочу), приводить себя в порядок, готовить есть, обязательно смотреть какой-то 1 фильм, который еще не смотрела, решать другие вопросы, на которые не хватало времени в течение недели.
Результат: я успеваю сделать другие дела, и мой мозг отдыхает от работы, в результате чего в понедельник я начинаю творить с новыми силами.
Вот, таким образом я работаю. Надеюсь, вам было интересно об этом узнать. Буду рада, если благодаря хотя бы одному из этих методов вы сможете оптимизировать и свое рабочее время
© Татьяна (копирайтер)
Небольшое интервью с ней:
1. Как долго Вы «вырабатывали» такой распорядок дня?
Примерно три года – столько, сколько я работаю в данной сфере. Главные открытия были сделаны в течение 2010-2011 годов, когда я стала жить отдельно от родителей, и это позволило мне экспериментировать с режимом дня. Примерно в декабре прошлого года я поняла, что теперь моя работа мне не мешает, но от этого становится не менее продуктивной.
2. Я увидела в этом посте очень важную вещь: Вы выстраиваете свой рабочий день так, чтобы заранее уберечь себя от авралов и неожиданностей, которые, увы, часто сопровождают деятельность фрилансеров. Сохраняя, таким образом, нормальную работоспособность, без дерготни и просроченных дедлайнов. Это особенности характера или так обстоятельства складывались?
Прежде всего – это особенности характера. Интересно, что мои родители не отличаются какой-то сверхъестественной организованностью и целеустремленностью, и я не знаю, от кого это унаследовала.
Обстоятельства тоже повлияли на то, чтобы изменить себя в лучшую сторону. Так, например, начиная работать копирайтером, я понимала, что кроме меня взять тот или иной заказ хотят еще десятки таких же фрилансеров. На тот момент у меня не было большого опыта и филологического образования. Чем я могу привлечь внимание? Конечно же, исполнительностью! Работая над разными материалами, я доказывала заказчикам, что на меня можно положиться. И сегодня это просто вошло в привычку. Мне кажется, что умение избежать авралов – это один из основных способов добиться успеха в моей работе.
3. Чувство времени – этому можно учиться?
Нужно
Главное – это мотивация, которая может быть совершенно любой: деньги, новые знания, самосовершенствование, победа над собой. Правда, кому-то достаточно просто пересмотреть свои планы, а кто-то сможет научиться управлять временем, прочитав книги по тайм-менеджменту. Но, мне кажется, очень важно – прислушиваться к себе, планировать свой день до мелочей, и уже потом внутри будут работать свои «часы» – вы непроизвольно будете успевать все, что необходимо. Тем более мне кажется, что если человек добровольно выбирает фриланс, то подсознательно он уже готов к тому, что сможет использовать время эффективно.
Отсюда